Психическое развитие ребенка второго года жизни

10 мая 2013 - Майя Кирюшина
article253.jpg

То, что должна знать каждая мама о психическом развитии ребенка второго года жизни.

На второй год жизни малыша прогресс его психической сферы далеко не останавливается, хотя и идет не так быстро как в первый. На сон в этот период тратится времени гораздо меньше чем раньше, до 4-5 часов. Возрастает время занятое активной деятельностью.

 

Высокая двигательная активность, положительные эмоции бьющие через край -  все это признаки нормального психического развития ребенка второго года жизни. Открытость ко взрослым и сверстникам, смех и улыбки сопровождают малыша в этот важное время его жизни.

 

Моторика делает значительный шаг вперед. Ребенок лучше ходит и, конечно же, бегает. Те манипуляции, которые ребенок производил с предметами в первый год, получают качественно новый уровень развития. Более сложные игрушки находят себе применение. Повторение за взрослыми также получает характер игры.

 

Продолжается развитие сенсорных способностей. Манипуляции с различными предметами дают ребенку возможность в полной мере узнать их свойства: вкус, вес, размер, запах и др. Такого рода деятельность носит центральный характер на данный период.

 

Со второго года жизни необходимыми предметами в досугово-развивающем инвентаре ребенка могут стать такие игрушки как конструктор крупного размера, мячи, кубики и пирамидки.

 

Участвуя в игре ребенка, можно помочь ему научиться не останавливаться на простых действиях с игрушками. Показывая ему как правильно собирать конструктор, как лепить куличики и т.д., вы разнообразите его навыки, сделаете его более способным к новым играм.

 

Принимая участие и направляя ребенка в процессе игры вы помогаете ему лучше разобраться в окружающем. Сопоставляя предметы между собой, он понимает их различие и сходства в цвете, размере, форме. Наблюдая за вашими действиями и потом копируя их, а впоследствии запоминая слова обозначающие их, он сможет из нескольких предметов выбрать один необходимого цвета, из трех других - один определенного размера.

 

В тоже время продолжает развиваться способность ребенка к запоминанию. Помимо того, что он умеет узнавать, он также может вспомнить о том, что в настоящий момент отсутствует. Проявляется это в виде ассоциации на базе какой-то конкретной ситуации. Допустим, ребенку показывается какой-то предмет и называется соответствующее слово. В дальнейшем, воспоминания о том предмете рождаются уже при упоминании одного слова. Например, при упоминании слова «гулять» ребенок начинает собираться для прогулки - ищет одежду и пр.

 

Второй год служит временем появления и развития привычных для нас каждодневных бытовых умений. Происходит наработка самостоятельного исполнения элементарных действий по уходу за собой: умывание, одевание и раздевание и т.д.

Во время принятия пищи малыш самостоятельно садится за стол, использует столовые приборы, пьет из чашки и т.д. Здесь важно дать ребенку возможность без излишней помощи справляться с стоящими перед ним трудностями.

Давайте ребенку возможность убирать за собой игрушки, одежду, вовлекайте его в процесс уборки. Приучайте его к бытовому порядку.

Не стоит забывать, что дети в этом возрасте склонны многое повторять за взрослыми, подражать им. Обратите внимание на свой образ поведения, служите ли вы примером аккуратности для них.

 

Для родителя весьма нелегко взрастить в своем ребенке те качества, которые у него самого отсутствуют. Это доказывается на примере одной мамы, которую я принимала. Она жаловалась на ребенка, сетовала на его недисциплинированность и неорганизованность, на то что он не может быстро сделать домашнее задание, не уделяет должного времени уборке и т.п. На вопрос о том соответствует ли ее образ жизни тому идеалу порядка, который она хочет привить своему ребенку, ответ был отрицательный. Признав свою несобранность, она выразила надежду, что ребенок не будет в этом от нее отличаться. Противоречие очевидно.

 

Следует обращать внимание на дальнейшее освоение ребенком навыка ходьбы. Чтобы уберечь его от нежелательных последствий, требуется еще более пристальное внимание к его действиям чем на первом году жизни. Тот путь по которому движется ребенок должен быть свободен от препятствий, на которые он способен наткнуться. С другой стороны, если постоянное внимание к ребенку примет гипертрофированный характер, с постоянными запретами на разные «неправильные» с вашей точки зрения действия, возникает риск роста нервного напряжения ребенка, да и ваше тоже.

 

Особенностью психического развития ребенка второго года жизни является его способность без труда менять объекты своего внимания. Достаточно обратить его взор, к примеру, на собачку и он совершенно теряет интерес к тому чем был увлечен ранее. В тоже время, ребенка приходится иногда наказывать. Наказание воспринимается должным образом только в случае если оно происходит сразу после проступка.

Следует не терять времени, для того чтобы научить вашего ребенка дисциплине и заставить его слушаться вас. В дальнейшем это будет достигаться ценой гораздо больших усилий.

 

На втором году ребенок усиленно развивает свои речевые способности, которые ложатся в основу психического развития.

Способность понимать речь формируется до полутора лет, в дальнейшие полгода происходит рост количества используемых слов. Жесты и мимика чрезвычайно развиваются в этот период. Ребенок может употреблять одно слово для того, чтобы обозначить несколько сложных действий. Слово «на» может означать как просьбу взять его на руки, так и посадить на стул, обычно это сопровождается жестами.

В тех ситуациях, когда малыш в этом возрасте имеет дело с неизвестными ему людьми или попадает в непонятную ситуацию, он скорее всего будет молчалив и станет вести себя сдержанно и осторожно. Инстинктивно чувствует, что помочь ему здесь может только мама. Только она будет знать, что на самом деле означает его лепетание.

С другой стороны не следует стремиться продолжать ту практику, при которой родители угадывают произносимое ребенком с полуслова. С полутора лет нужно добиваться того, чтобы ребенок старался произносить слова как можно более верно, целиком.

Нельзя оказывать ребенку медвежью услугу, замедляя развитие его речи посредством угадывания его желаний до того как они были высказаны в максимально возможно полной и понятной со стороны ребенка формы. До 300 слов знает ребенок по истечению второго года его жизни. Этот запас включает в себя нее только названия предметов, но и их свойства. Делаются попытки составления фраз.

 

Волнение родителей вполне обосновано в том случае, если к двум годам ребенок не показывает заметной разговорной активности.

Первое о чем нужно помнить, так это о том, что девочки начинают разговаривать несколько раньше мальчиков. Способность составлять фразы у девочки может проявиться уже к полутора годам, тогда как у мальчиков она скорее всего возникнет на полгода позже.

 

Второе, что нужно учитывать - это особенности присущие конкретному ребенку в процессе развития его психической сферы и речи, как её составного элемента. Бывает так, что те дети, которые начинают говорить позже других, делают это лучше. Однако, подобное случается только в тех случаях, когда предварительно свое развитие получили способности к познанию, развилась моторика, ребенок научился понимать услышанное.

Если же к двум годам ребенок не проявляет в необходимой мере своих речевых способностей - это сигнал родителям о том, что им необходимо записаться на прием к логопеду и детскому психологу.

 

Развитие интеллектуальных способностей далеко не в последнюю очередь зависит от того в какой степени развиты его речевые навыки. Если они показывают медленные темпы развития (в следствие какого-либо нарушения - болезни или недостатка коммуникации) - это повод обеспокоиться.

 

Операции, связанные с манипулированием предметами в разнообразных своих проявлениях помогают ребенку двигаться по пути развития его мыслительной деятельности. Изменяя положение предметов, пытаясь поставить их в определенной последовательности и т.д., он узнает неизвестные ранее для него свойства этой активности, развивает навыки взаимодействия с различными предметами не напрямую, а с помощью какого-либо другого предмета или действия.

 

Активность подобного рода создает фундамент для развития ассоциативного речевого мышления.  Это происходит следующим образом: имея в руках какой-либо предмет (например, лопатку), малыш начинает понимать правильный характер взаимодействия этого предмета с другими (набирает этой лопаткой песок). Ребенок подмечает особые свойства предмета и тем самым учиться их применять.

 

Общение - наиболее важный мыслительный процесс в данном возрасте у ребенка. По началу, из-за недостатка опыта, ребенку бывает трудно выделить какой-либо один предмет по определенным признакам, поэтому он часто в этом деле допускает ошибки. Например, используя слово «шар» для обозначения всех вещей округлой формы. В таком возрасте, малыш может обобщать предметы, отталкивать от их функций.

 

В значительной мере усложняется игровая активность.  Ребенок, раньше кормящий только одну мягкую игрушку и укладывающий ее спать, в дальнейшем производит те же манипуляции и с другими игрушками.

Ребенок все чаще стремится повторять за взрослыми то, чем они занимаются: читают газету, смотрятся перед зеркалом, ухаживают за собой и пр. Эти действия имеют многоступенчатый характер, связаны в некоторую последовательность.

 

Под наблюдением взрослых ребенок интересуется другими своими ровесниками и детьми постарше, делает попытки общения с ними.

Однако, внимание взрослых остается ключевым фактором в психическом развитии ребенка второго года жизни. Его эмоции, активность напрямую зависят от взаимодействия с ними, главным образом от частоты общения. 


Похожие статьи:

Развитие ребенкаТесты психического развития ребенка третьего года жизни. От двух до трех лет.

Развитие ребенкаТесты психического развития ребенка второго года жизни. От года до двух.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1417 просмотров
Комментарии (0)
Добавить комментарий