1 октября 2012 - Anjali

 Недавно я прочитала интервью, в котором Шалва Александрович Амонашвили давал ответы на вопросы относительно воспитания детей. Статья достаточно большая, но очень полезная, поэтому я решила передать вам основную информацию.

Шалва Александрович - Учитель с большой буквы, имеющий практиче­ски все ученые звания, какие только можно иметь. Но при этом при всем он очень скромен, по-настоящему любит детей и болеет за их воспита­ние, и дети (как, впрочем, и педагоги) действительно меняются к лучшему на его уроках и семинарах. Шалва Александрович не склонен обсуждать свое отношение к религии, но характер и мировоззрение этого великого человека были сформированы на основе православного христианства.

Ниже часть его официаль­ных достижений.

Шалва Александрович Амонашвили - доктор пси­хологических наук, профессор, почетный профес­сор Тюменского государственного университета, действительный член Российской академии образо­вания, руководитель Центра гуманной педагогики и лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургу­те и других городах. Автор книг переведенных на многие языки: «Педагогическая симфония», «В шко­лу с 6 лет», «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педа­гогического процесса», «Школа жизни», «Созидание человека», «Амон Ра» и др.

В 60-70-х годах Шалва Александрович возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-лич­ностный подход к детям в образователь­ном процессе».

Его система «Школа жизни» рекомендована Ми­нистерством образования РФ для применения на практике. Принципы гуманной педагогики, разраба­тываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим пе­дагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики.

Наиболее полный ответ на вопрос: «Что такое гу­манная педагогика?» - мы находим у Шалвы Алексан­дровича:

«Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ре­бенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на про­тяжении всей жизни. Она утверждает личность в ре­бенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагоги­ческому искусству. Гуманное педагогическое мыш­ление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».всей жизни. Она утверждает личность в ре­бенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагоги­ческому искусству. Гуманное педагогическое мыш­ление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».

 

Отвечая на вопросы Шалва Александрович говорит о том, что дети – это изумительный народ со своими привычками, характером, традициями игры, общения и шалостями. «Дети - народ, живущий в исти­не». И действительно, дети любят истину, а точнее не знают, что такое ложь. Но, живя в социуме, они видят, как взрослые лгут, ругаются, и дети адаптируются, теряя свою истинную природу.

Нужно воспитывать в детях честность, совесть; хотя изначально дети живут по совести, но еще этого не по­нимают; нужно дать им возможность осознать, что та­кое совесть, и придерживаться ее. Направляйте детей на благородство, т. е. создавайте из них благородных людей. Благородство для меня является целью гуман­ной педагогики. Я задавал вопрос и учителям и родите­лям: «Что для Вас значит благородство?» И каждый раз они не ошибались, абсолютно точно определяя смысл слова «благородство»: это доброта, любовь, честность, порядочность, великодушие, сострадание, сочувствие. Как идеал для человека и для гуманной педагогики я задал цель - воспитать детей такими. Все мои коллеги стараются придерживаться именно этой цели и с ран­них лет воспитывать в детях благородство - величай­шее состояние духа. В 60-е годы в СССР ставили целью воспитать хороших стро­ителей коммунизма, это, конечно, хорошо, но лю­дям же надо и отношения строить, и семью создавать, и детей воспитывать. Потом в нашей стране произошел раскол, и все стали вос­питывать хороших строи­телей капитализма. Но все партии приходят и уходят, правительства приходят и уходят, мода меняется, но народ не должен терять

благородства, честности и любви в душе. Вот если бы каждый живущий в городе был бы благородным, каким бы был этот город? Чистым, красивым, уютным, мир­ным. Поэтому, на мой взгляд, самое главное в воспита­нии детей - это благородство.

         Воспитание детей начинается еще до зачатия ребенка, а именно с мысли, с желания, с мечты о своих детях в умах и сердцах будущих родителей. Экспериментально доказано, что если во время беременности рядом с ребенком играет прият­ная тихая музыка, например Моцарта, Баха, Чайковско­го, то ребенок спокоен, как будто прислушивается. Но если включить вместо этого шумную дисгармоничную музыку - ребенок начинает дергаться, как будто пыта­ется закрыть ручками уши. Значит, изначально в ребен­ке живет гармония, а все, что дисгармонично, ему не нравится. А представьте, что ребенок часто находится в дисгармоничной среде: мама смотрит низкопробные телевизионные передачи, читает дурные книги, жел­тую прессу, не дай Бог, курит, пьет, вокруг грохот, кто-то ругается, хамит, грубит. И вот рождается ребенок, кото­рый девять месяцев формировался в дисгармоничной среде. Естественно, он будет склонен к раздражитель­ности, гневу, капризам.

Что же значит это древнее слово – «воспитание». В этом слове кроется глубочайший смысл, от него зависит судьба наша и наших детей. Воспитание – это «питание оси», а именно духовной оси. Изначально в ребенке присутствует Творец. И с помощью пото­ков красивых, мудрых, воз­вышенных, наполненными всеми благими чувствами и намерениями образов этот Творец раскрывается. Родители должны думать, ка­кие образы они дают своему ребенку до зачатия, во время беременности, после рождения, в детском саду, в школе. Ребенок должен «купаться» в этих красивых, возвышенных образах: приятной речи, искренних от­ношениях, мудрых и полезных знаниях, нежной и вер­ной любви. Воспитание начинается задолго до зачатия, когда появляется желание, образ ребенка.

Мнение о том, что ребенок должен родиться, немного подрасти, а уже потом можно начинать его воспитание, ошибочно.

Недавно я узнал об одном поразительном факте: 30% населения Америки – люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Да, конечно, ыбвают отклонения от природы, но не так часто. Значит, цивилизация специально взращивает такие склонно­сти у людей. Искусственно парней делают женствен­ными, отучая от ответственности, а красивых девушек - мужеподобными. Но разве не лучше оставаться тем, кем тебя создала природа?

Для меня как для грузина крайне важна женская честь. В Грузии, например, честь женщины - превыше всего, честь семьи лежит на женщине. Она мать, жена, дочь. В первую очередь обращают внимание на жен­скую честь, благоразумие, целомудрие. В воспитании девушек я придаю значение именно этому. Шить, вязать и готовить всегда можно научиться, иногда бывает, что мужчина готовит лучше. Женщина должна создавать пространство любви, быть женствен­ной, нежной, спокойной, мудрой. Название последнего качества происходит от греческого имени античной бо­гини («София» - мудрость), символизирующей Вечное Женское Начало. Это женское приданое от Бога. Что касается мальчиков - они будущие мужчины и должны защищать родину, семью, детей, стариков, свою честь. Мужчина должен быть преданным, верным, честным, уметь жертвовать. Но, к сожалению, в массовом воспи­тании происходит совсем наоборот.

Да, я сторонник эмансипации, чтобы женщинам была открыта дорога во всех сферах жизни, даже в управле­нии, но я бы не хотел видеть женщину, например, ра­ботающей в шахте. Есть сферы, где должны трудиться только мужчины.

Мужчину не должно унижать, если женщина сделала хорошую карьеру и социально выше мужчины. Был случай, когда и у меня была начальницей женщина, она диктовала ус­ловия, командовала, но мужчине не следует воспри­нимать это как унижение. Управлять женщина должна тоже женственно. Вспомните прекрасный и очень по­учительный советский фильм «Служебный роман». Была главная героиня мужеподобной руководительни­цей - у нее не складывались отношения с подчиненны­ми, а как стала более женственной - все изменилось к лучшему. Она начала больше внимания уделять своей внешности, проявлять мягкость в общении, и, как след­ствие, ее стали уважать сотрудники и, в конце концов, она вышла замуж и родила ребенка.

Председателем Совета Федерации сейчас выбрали Валентину Ивановну Матвиенко. Неужели она будет там кулаками махать и кричать? Да, она призывает к порядку но делает это по-женски.

В Федеральном собрании большинство составляют мужчины, которые сами ее выбрали, и они понимают, что в женщине есть Божественная мудрость и интуиция. И если мужчину что-то не устраивает, он может спокойно объяснить свою позицию, но не унижаться. Понимаете, там, где есть благородство, не возникнет чувства зави­сти, ревности или ущемлённости.

Или рассмотрим отношения матери и сына в семье: ведь не только отец, но и мать воспитывает сына, на­правляет его. И если семья гармоничная, со своими традициями, то отношения между матерью и сыном сохраняются доверительными на всю жизнь, и мама существенно влияет на образ жизни сына и его семьи.

Сколько же детей должно быть в семье. По народной пословице: «Один ребенок в семье -это регресс, два - это просто компенсация, а три или больше - это уже прогресс». Чем больше детей в семье, тем больше прибыли благородства, великодушия, люб­ви, доброты. Тем более, когда страна переживает кри­зис и демографический, и духовный. Россия - огром­ная страна, а пространства не осваиваются в полной мере. Не все могут похвастаться возможностью иметь троих или больше детей, но если такая возможность есть, надо создавать большую, крепкую, дружную се­мью в любви.

Есть рекомендации, которые я бы хотел дать будущим мамам.  Я часто говорю об этом своим студенткам, когда объ­ясняю феномен воспитания. Нужно вообразить своего будущего ребенка здоровым, счастливым, талантли­вым, гармоничным, любить его, а также всех детей во­круг, относиться к ним с нежностью, заботой и понима­нием, проявлять свою женственность по отношению к детям, дать практику своим материнским чувствам. Будущей маме очень важно думать о возвышенном и прекрасном, ибо мысль, как известно, материальна. Чем более возвышенны и благочестивы будут мысли будущих родителей, тем чище будет душа их ребенка. А когда ребенок уже находится в утробе матери, нуж­но беречь его и себя от возможных раздражителей, молиться Богу о нем, разго­варивать с ним, давать ему слушать хорошую музыку. Пусть отец прикладывает ухо к животу и шепчется с ребенком. В семье должны быть лад, взаимопонима­ние, взаимная поддержка и любовь. Это и есть те самые чистые потоки любви, бла­годаря которым и питается ребенок.

Будущим мама не стоит бояться того, что они не знают, как правильно воспитать ребенка. В классической педагогике есть много бесценных трудов начиная с  «Воспитание оратора» Марка Фабиена Квинтилиана до Василия Александровича Сухомлинского («Сердце отдаю де­тям», «Рождение гражданина»). »). В книге М. Ф. Квинти-лиана «Воспитание оратора» есть такая замечательная фраза: «Отец, коль скоро родится у тебя сын, должен ты с того же самого времени возыметь об нем добрую надежду...» Давайте разовьем эту идею.

Когда в семье рождается ребенок, мы должны на него возложить самые большие надежды. А какие на­дежды большие? Речь не идет о деньгах или карьере -   мы говорим о благородстве и любви в душе. А все материальное, что должно быть по судьбе, само придет к ребенку, если внутри него любовь. И что получится? Большие надежды порождают в родителях большую заботу о ребенке, раскроют в них глубину любви, ибо родители будут искать пути оправдания своих надежд, а этот поиск и есть воспитание и педагогика.

Есть еще одна прекрасная книга - Иоганна Генриха Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей». Это клас­сика воспитания, конечно, сейчас в современном мире мы немного иначе будем воспитывать своих детей, но в этих книгах есть базовые принципы, которые актуальны и важны для многих поколений. Среди моих книг есть, например, «Искусство воспитания» - она о семейном воспитании.

   Мамам и папам необходимо знать и уметь соблюдать грань между любовью и давлением, насилием. Эту грань можно услышать только в сердце. Родителям сердце всегда подсказывает, где нужно повлиять на ребенка, а где дать ему свободу, когда нужно отругать ребенка, а когда не нужно этого делать. Некая мудрая педагогика, заложенная от при­роды, всегда присутствует в женщине. Нужно слушать свое сердце, ибо сердце - это хранитель Божествен­ной мудрости. Наблюдайте за детьми - своим поведе­нием они подсказывают вам эту грань. Никакие весы не покажут вам эту меру любви. Любить нужно не уме­ренно, а мудро.

Нельзя забывать и о самой важной, на мой взгляд, стороне воспитания – воспитании духовности. Классическая педагогика, также как и искусство, культура, развивается только на основе по­нятия духовности. А что такое духовность.

Духовность можно сравнить с клеткой живого орга­низма, в которой есть ядро. А что есть это ядро? Это вера. Настоящая духовность без веры не существует. В современном мире все явления пытаются трактовать с материальной точки зрения, но веру нельзя потрогать или увидеть. Вера есть предчувствие истинного знания.

У В. А. Сухомлинского есть хорошая фраза: «Без ду­ховной общности истинное воспитание не состоится». А что такое духовная общность между родителями и ребенком? Вначале общность естественно присутству­ет: младенец очень привязан к родителям, он не может жить без мамы и папы. Но проходит время, и эта при­вязанность ослабевает, и даже бывает, что родители и взрослые дети становятся врагами, теряется взаимопо­нимание, взаимоуважение, и духовная общность рас­падается.

Значит, эту общность, которую нам подарила приро­да, мы не взращивали, не уберегли ее, и наступил мо­мент, когда ребенок нуждается в воспитании, в питании духовной оси, а нить-то порвалась, и слова родителей уже не влияют на ребенка. Надо беречь эту нить, бе­речь и взращивать эту общность, питать любовью эти отношения. Но какой любовью? Чуткой, понимающей, терпеливой, сострадающей, жертвующей. Недостаточ­но просто сказать: «Я тебя люблю», - любовь не будет утверждаться. Любовь делом подтверждается.

Многие родители думают, что когда ребенок плачет, а они его ругают, дают наставления, то тем самым воспи­тывают, но в этот момент ребенок не всегда готов услы­шать близких, и общность между ним и родителями не существует, только может родиться взаимная агрессия. Понятие духовности включает в себя любовь к ближ­нему, понимание, сострадание и сопереживание. И как сказал один праведный: «С детьми надо говорить не о Боге, а о доброте и любви». В основе гуманной педаго­гики лежит истинное понятие духовности. Духовность и гуманность - это очень близкие понятия.

«Умен» в переводе с санскрита «человек, ищущий в себе связь с Творцом». А этот поиск и есть духовность, без духа Творца искать невозможно. Многие не знают что этому слову в русском языке есть противостоящее слово «дура» - это тот человек, который рвет связь с Творцом.

 На прощание я бы хотел подарить читателям  три заповеди:

1. Верить в безграничность ребенка.

    Ребенок как космос. Есть классик педагогики Ян Амос Коменский, который сказал: «Ребенок - микрокосмос, который в состоянии объять      макрокосмос». Как бы ребенок ни учился, нуж­но верить в то, что его возможности безгра­ничны, что он талантлив и у него все получится.

Вера в ребенка и любовь к нему творит чудеса и делает возможным то, что на первый, материали­стичный взгляд кажется невозможным.

2.   Ни в коем случае нельзя обзывать, унижать ребенка.

Ищите ласковые, мудрые слова, исходя из возвы­шенной Веры и Любви. Не «глупый», а «глупыш ты мой». Верьте в свою искру божью, ибо любой родитель уже от Бога педагог. Берите систему вос­питания ребенка из своего открытого сердца, где хранится Божественная мудрость.

3.   Воспитывать ребенка не авторитарно, а гуманно.

Слова «не трогай», «не бери», «угомонись», «за­молчи» сделают вас с вашим ребенком только врагами. Выстраивайте отношения на основе уважения, доброты, ласки, нежности, понимания и сострадания - это и есть гуманная педагогика. Верить нужно в ребенка.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1369 просмотров
Комментарии (1)
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев